11 оптических иллюзий в визуальном дизайне (часть 2)

6. Иллюзия одновременного цветового контраста

Эти движущиеся прямоугольники одинаково отражают свет? Хммм…


Расположим два предмета одинакового цвета на разных фонах, то цвет заднего плана существенно повлияет на нашу оценку цвета предметов. Это явление именуется «Иллюзией одновременного цветового контраста». Контрастность — это шикарное решение в мире визуального дизайна, поэтому, как правило, люди могут воспринимать его по-разному.

 

Цвет текста один и тот же и справа, и слева — но кажется совершенно разным.

На сегодняшний день, так и не определили однозначную теорию, которая могла бы стать объяснением причины появления этой иллюзии, но на данную тематику проведено достаточно много исследований. Как вариант, причиной может быть литеральное торможение, оно является основанием в «сетке Германа» и «полос Маха».

 

7. Иллюзия Мункера-Уайта

 Мои глаза обманывают меня?

Эта иллюзия достаточно неприметная, но удивительная! На выше расположенной анимации фиолетовые блоки с левой стороны, кажутся светлее, чем справа. Но после исчезновения синих полос, все блоки становятся одного цвета.


Основанием к появлению иллюзии Мункера-Уайта, является литеральное замедление.

 

8. Иллюзия акварели.

 Обманчивая пикан-тон-сть!

Если обвести фрагмент контуром, то может показаться, что светлое содержание, того самого фрагмента, становятся под цвет контура. На самом деле, ничего не меняется, фрагмент по-прежнему остаётся светлым. Это визуальное явление зовётся иллюзией акварели. Цветовая насыщенность области вместе с цветовым контрастом контура получают впечатление распространения цвета.

 

Белая область внутри кнопки приобретает легкий оттенок, соответствующий цвету обводки.


9. Иллюзия Ястрова

 Размер действительно имеет значение?

Зачастую, при работе с изображением или эмблемой мы крутим фигуры как только можно. Такая иллюзия возникает при работе с погнутыми объектами. Создаётся впечатление, что эти два фрагмента неодинаковы, но присмотревшись, мы понимаем, что они одинаковы абсолютно. Это и называется иллюзией Ястрова и нет никакого здравого разъяснения, от чего зависит такое наше восприятие. Как вариант, это ошибка мозга из-за несоответствий в радиусах. Иными словами, на фоне короткой стороны, длинная кажется ещё более длинной и напротив — на фоне длиной короткая сторона кажется более короткой.

 

Эту иллюзию можно заметить при работе над логотипом: внутренние края элементов кажутся более изогнутыми, чем внешние.




10. Иллюзия Корнсвита

 Это скользкая дорожка.

В одной цепочке с «иллюзией одновременного цветового контраста» и «полосами Маха», имеет место быть также «Иллюзия Корнсвита».  Смысл заключается в том, что если расположить близко друг с другом два одинаковых вектора, то один из них будет восприниматься темнее, чем другой. Но по факту, оба вектора абсолютно идентичны. Если расположить векторы один выше другого, то всё становится предельно ясным.


Каждый ромбик — это один и тот же градиент, но нам кажется, что чем выше, тем светлее.

По аналогии эта иллюзия схожа с двумя предыдущими, но есть кое-какие отличия:

  • На деталях Маха эффект «ложной тени» преследуется только лишь на очертаниях оттенков. Иллюзия Корнсвита провоцирует восприятие цвета всей области.
  • В следствии иллюзии Корнсвит, светлая часть иллюстрации кажется ещё светлее, а тёмный - ещё темнее. Но как правило, контрастные эффекты, действует совершенно противоположно.

 

11. Иллюзия Мюллера-Лаера

Очепятка! 

Создатели шрифтов, что в их работе порою можно рассчитывать не на логику, а на интуицию. Если создать все символы под один размер, то вполне вероятно, что покажутся нарушения в пропорциях. В механике шрифтов есть такое понятие как свисание. Иначе говоря, мы говорим про изменение размера в большую сторону некоторых символов, дабы прийти к оптическому балансу.  Рассмотрев наглядные примеры популярных логотипов, можно чётко заметить, что часть символов свисают ниже основной черты и выходят за черту высоты. Не редкость в типографии приходится редактировать вручную, дабы прийти к оптической гармонии.


Свисание используется, чтобы оптически сбалансировать букву ‘e’ в LinkedIn.


Свисание используется, чтобы оптически сбалансировать букву ‘z’ в Amazon.

В таком случае, зачем используется свисании в типографии? Ответ лежит в одной из самых распространённых оптических иллюзий- иллюзии Мюллера-Лайера. Её работа состоит вот в чём: разместив на окончаниях равных отрезков стрелки то в зависимости от указания данных стрелок отрезки будут выглядеть больше или меньше. Эта стандартная иллюзия показывает недостатки нашего восприятия.


следующая статья

Смотрите также

Заказать в один  клик
Логотип
Фирменный  стиль
Упаковка /  этикетка
Дизайн  полиграфии
Нейминг /  слоган

Спасибо за заявку!

Мы скоро с вами свяжемся